domety (domety) wrote,
domety
domety

"Вчера прочёл я заново большой роман Золя..."

Вы не читали дебютный роман Дмитрия Глуховского "Метро-2033"? Я читал, а вам не то, чтобы слишком советую. Затянуто, многословно, зачастую неграмотно. С потугами на ФЕЛОСОФИЮ (уровня героев Татьяны Толстой). Насквозь вторично (все атрибуты постапокалиптического романа и страшной бродилки - уши от "Войны миров" и "Красной чумы" до новейших голливудских и французских фильмов ужасов). Всё это где-то уже было. Не в "Вокруг света", так у своего брата Геваркяна. И финальная идея совсем не радует: сдаться этим, которые из пульсирующего человейника, на одно лицо. Они хорошие, а мы плохие, весь мир атомными бомбами загадили.

Порадовала одна особенность писательской фантазии: мир (вернее, худо-бедно известная героям разрушенная Москва) через двадцать лет после ядерной катастрофы заселён страшными-престрашными чудовищами. Которые только и делают, что жрут показавшихся на поверхности людей. Чудовища эти мутировали из кого ни попадя. Особо страшное потомство дали несчастные животные из зоопарка. Трудно сказать, как могли эти существа не только выжить в своих клетках и вольерах без пищи и воды, радиацией единой (от которой они почему-то не мрут), но и с особой яростью заняться размножением. Подозреваю, случись что, едва ли не единственными, кто имел шанс на выживание, были утки с пруда. Но это, допустим, законная авторская вольность. Интереснее другое: страшные-престрашные чудовища - это крупные хищники. Мелких не держим. Кто же стоит в основании пищевой цепи? Крысы? Люди? Кирпичами они питаются, что ли? Или хищники жуют мутировавшие и разросшиеся в лес фикусы и традесканции, а людьми закусывают для разнообразия? Покойный Станислав Самойлович Лем тоже придумывал много весёлого, но давайте всё-таки определимся с жанром! Если у нас голливудский боевик, то герои не ходят на котурнах и финальный рэп не исполняется хором в домотканых хламидах.

В общем, "Метро-2033" - это не то открытие, которое хотелось бы открывать. Следующий роман Глуховского "Сумерки" - уже как-будто позанимательнее и написан по всем статьям лучше, хотя я не большой любитель пророчеств майя и прочих Граалей из "Макдональдса". Но всё же это претензия на русский "Код да Винчи". Претензия неплохая. Однако меня она тоже не слишком порадовала. Да, интересно. Страшно. Автору можно простить, что его герой-филолог постоянно наливает себе ЧАЯ, совершенно не интересуется (в тридцать пять лет) женщинами, ниже мужчинами, и даже в самые подходящие моменты (смертный страх перед неведомой силой, землетрясение в Москве) ни разу не вспоминает о своих единожды упомянутых родителях - может, за всем этим скрывается какая-то ТАЙНА. Чёрт с ним, что паркет в бабушкиной квартире, где проживает герой, - столетний, а сам дом выстроен пленными немцами.

Но есть явная фальшь: не мог профессиональный переводчик семьдесят (допустим) второго года рождения, книжный мальчик, так и не приучившийся смотреть телевизор, не знать о судьбе письменности майя, ни разу не слыхать фамилию Ю.В.Кнорозова. И есть явное свинство в том, как автор стебается над покойным Кнорозовым и его несуществующими родственниками: придумывает ему жену - актрису "театра кукол", явную ведьму, делает дочь (или внучку) предапокалиптической мисс Мира, которая обещает потратить выигранный приз на лечение отца. И есть явная халтура: страшное (как и счастливое) у Глуховского необязательно. Если он сочтёт, что падающий кирпич достаточно страшен, на чью-то голову ни к селу ни к городу упадёт кирпич. Потом он может задним числом подвести под поведение кирпича майянскую базу, но всё равно останется видно, что кирпич тут совсем ни к чему.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments